?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
НПК "Первые шаги в науке" - Наталья Геда
digital_geda
digital_geda
НПК "Первые шаги в науке"
Самое сложное в любом проекте - даже не сделать первый шаг, а подобрать слова, которые помогают этот шаг сделать. Вот и я уже вторую неделю подбираю слова, чтоб рассказать о нашем следующем проекте, который завершит текущий учебный год.

Как я уже писала ранее, в этом году малая, "детская" Конференция  будет не самостоятельным проектом, а частью большой, "взрослой" образовательной  Конференции "Петербургская семейная академия". О большой Конференции я расскажу в следующем посте, а в этом - о "детской" части Конференции.

В  этом году мы сделали НПК  первым самостоятельным, отдельным от школы проектом Клуба "Домашнее образование в СПб" чисто образовательной направленности.

Зачем Клубу нужна детская научная Конференция?

На этот вопрос есть несколько ответов:


1.Подведение образовательных результатов года. Школьная промежуточная аттестация, которые дети будут сдавать в мае, является "кесаревой" частью домашнего образования. На аттестациях дети-домашники  отчитываются перед школой и государством. Не нужно питать иллюзий относительно того, что тесты, которые дети сдают для прохождения ПА, показывают уровень знаний детей. Это совершенно не так. Тесты показывают не то, что ребенок знает, а - что он или она НЕ знают. Да и выявленные  тестированием пробелы  демонстрируют чаще не отсутствие знаний по тому или иному предмету или модулю, а отсутствие знаний в пределах какого-то конкретного учебника или учебной программы (т.к. тесты составляются по конкретным учебникам или  программам).. Поэтому результаты тестирования можно считать итогами года лишь условно. Тесты покажут  вам только то, что ребенок НЕ ЗНАЕТ (причем в рамках учебника или программы)   А вот для того, чтобы показать, чему ребенок научился за год, что он узнал, что приобрел - для этого нужны другие  методы оценки знаний. Таким вот методом, по сути своей, и является наша НПК, для которой ребенок готовит работу о своих достижениях за год в любой из интересных ему или ей научных областей, т.е., рассказывает себе и окружающим  о том, что ЗНАЕТ. И не просто знает - но любит и умеет делать так, что это  может увидеть каждый.

2. Разработка собственной учебной методологии. Самое любопытное в данном проекте - это не сама Конференция и не  защита проектов на ней, а процесс подготовка к Конференции. Потому что вот эта самая подготовка, которая продолжается несколько месяцев и вовлекает в себя детей и родителей целиком, как говорится,"с галошами и шляпой" - вот это и есть то самое "семейное образование" практически в чистом, дистиллированном виде.  В каждой семье этот метод свой собственный, все глубоко индивидуально, и в каждом проекте, как в зеркале. отражается стиль и образ жизни семьи, ее установки и мировоззрение ее членов.

В этом году, специально чтобы не пропустить вот этот интереснейший  процесс - вызревание замысла, совершенствование метода, фиксация результатов - мы запустили  еще один клубный  проект под кодовым названием  "Научные субботы", который этот процесс сопровождает и одновременно фиксирует на видео (по крайней мере, его основные этапы). Я собрала команду из молодых энтузиастов детской научной деятельности ( Ольга Кухтенкова, Юлия Богданова (Санкт-Петербург), Татьяна и Нияз Мухитовы, Елена Лебедева (Севастополь), и мы  придумали собираться 1 раз в месяц с родителями и детьми, интересующимися наукой или, как минимум, развитием учебно-исследовательской мотивации, для того, чтобы обмениваться  своими мыслями, делиться результатами, помогать друг другу.  Сейчас у нас есть только 1 эпизод видео, самая затравка этой захватывающей эпопеи - а  к концу Конференции, в апреле-мае. у нас будет целый фильм, который покажет, к каким результатам  наша  команда детей и родителей придет в итоге.

3. Развитие учебно-исследовательской  мотивации детей. Вообще-то этот момент во всем проекте - главный, его порядковый номер не определяет его значимость - просто о важности   проектной и исследовательской деятельности для развития учебной мотивации детей я уже писала ранее. Сейчас подчеркну - этот момент на самом деле для всех родителей-домашников без исключения - ведущий. Мы делаем  детскую научную Конференцию не для галочки, не для отчета, не для оценок или призов (хотя призы, конечно, тоже будут) - а для того, чтобы развить у детей вкус к учебе и поддержать само желание учиться, узнавать и открывать что-то новое, ставить цели и достигать зримые результаты. И тут важно понимать, что учебно-исследовательская мотивация может сформироваться у детей  не сразу, не в один момент. Прекрасно, когда одаренный ребенок немедленно загорается, быстро формулирует интересующую его тему и немедленно приступает к работе. Но так бывает не всегда - и многие родители, столкнувшись со слабой заинтересованностью ребенка, часто опускают руки и отступаются, говоря, что ребенку-де ничего не интересно и он-де  не хочет ничего исследовать.  На самом деле, такой результат - не конец процесса; зачастую, он - только начало игры. Исследовательская мотивация ребенка должна проявиться, оформиться и созреть.  Ей, как маленькому растению, надо дать время, чтобы проклюнуться из маленького зернышка интереса, пробиться через асфальт "мусорных" впечатлений, вызванных суетой, несобранностью и отсутствием привычки к последовательной целенаправленной деятельности  и - расцвести. Процесс развития мотивации детей зачастую напоминает процесс разжигания огня  в сырую ветренную погоду - он требует терпения, внимания и определенной сноровки. Очень важно не пропустить момент, когда маленький огонек интереса только начинает разгораться,  и защищать этот костерок от "ветра и дождя", подкармливая "веточками" новых впечатлений и информации  до тех пор, пока ему уже не будут страшны никакие помехи. Мне кажется, что  участие в НПК - прекрасный повод, чтобы разжечь этот огонь в случае, если он еще не разожжен - или подкинуть дров мотивации в уже пылающий костер.  В последнем случае  детсткая научная Конференция - это просто площадка, на которой одаренные и талантливые дети, уже  уверенно проявившие свои способности в той или иной области, могут их продемонстрировать и получить заслуженное одобрение и признание.

4. Последовательное  созревание и развитие собственных умений и навыков ребенка   в области  учебно-исследовательской деятельности. Вот тут мы пошли немного другим путем, чем устроители  аналогичных конкурсов учащихся, где, независимо от возраста, дети предоставляют  жюри  гладкие доклады, в которых доля их самостоятельной работы может быть весьма  невелика. Наша цель -  приучить ребенка к самостоятельной  исследовательской деятельности с самого раннего и нежного возраста. Поэтому мы не требуем от маленьких детей красивых докладов или презентаций, которые за них, как правило, выполняют взрослые  - согласно нашим требованиям, дети разных возрастов предоставляют на Конференцию разные результаты.

Дети начальной ступени обучения, с 1 по 4 класс, могут сделать доклад на Конференции по своим запискам в ходе исследования - рукописным или вообще рисованным (иконографическими), по своим тетрадям исследователя - либо они могут оформить свои записи в виде рукописного журнала (но  и это, наверное, не ранее 3-4 класса).

Младшие подростки на средней ступени обучения, с 5 по 8 класс, способны  подготовить более серьезный отчет о своем исследовании: презентацию, фотоотчет с комментариями, видеоролик или целый видеофильм.

Наконец, старшие подростки, учащиеся 9,10 и 11 классов, способны не только ставить перед собой  оригинальные исследовательские задачи - но и методологически правильно (а не только ярко и эффектно)  оформлять результаты  их решения. Вот  для них   создание научного  доклада по своему исследованию является уже посильной и психологически оправданной самостоятельной задачей.  И наша цель, как организаторов НПК - привести детей к этому этапу последовательно, шаг за шагом, аккуратно довести их до него, а не сыметировать этот вид деятельности за них. Очередные "Потемкинские деревни" нам не нужны -  мы делаем это для себя, а не для каких-то инстанций.

Разумеется,есть дети, которые опережают сверстников по уровню развития - и некоторые участники НПК уже на первых годах обучения могут самостоятельно деталь Power Point-презентации, а другие -  писать неплохие доклады на средней ступени обучения. Все это вполне возможно и приветствуется. Но подобные  навыки в раннем возрасте скорее исключение, чем правило. Наша основная задача - это дать нашим детям, их учебно-исследовательской мотивации, постепенно и  поэтапно созреть и вовремя сформироваться.

Как принять участие в НПК в этом году?

Очень просто!

Во-первых, надо ознакомиться с Положение о НПК "Первые шаги в науке".

Во-вторых, до конца февраля родителям и ребенку следует определиться с темой исследования и прислать заявку на участие в Конференции
.
В-третьих, до середины марта - сформулировать тезисы своего доклада (см. Приложение 4 к Положению о НПК) .

Наконец, до  конца первой декады апреля - прислать готовый проект (старшие участники) или подробный план выступления (младшие участники).

Заявки, тезисы, планы выступлений и готовые работы  следует отправлять на почтовый ящик first.steps.spb@gmail.com

Подробности  (как то - презентация об организации исследовательской деятельности детей, ссылки для скачивания  на тетради исследователей в электронном виде, а также на первую часть нашего видеоотчета о деятельности  группы "Научных суббот"(в группе только промо-фрагмент, всю запись моджно получить за донейшен) - можно найти в группе НПК "Первые шаги в науке". Обновления по ходу проекта будут оперативно публиковаться там и с задержкой - тут, поэтому, если хотите быть в курсе актуальной информации - вступайте в группу, регистрируйтесь на Конференции и, конечно, приходите на "Научные субботы".

Да, мы все еще приглашаем семьи из Санкт-Петербурга  на наши "Научные субботы".  Сейчас в  проекте 10 семей (14 детей разного возраста, начальная и средняя ступени), мы можем принять еще столько же очных участников (больше никак - мы просто не справимся), и некоторое количество заочных (иногородних), которые смогут участвовать в конференциив удаленном режиме (мы постараемся создать условия для таких участников). Сейчас  в проекте не хватает старших подростков - и мы будем рады, если они появятся в ближайшее время среди наших участников.

Мы  все - и организаторы, и родители, и дети - надеемся, что в результате не только добьемся интересных (а может и уникальных) результатов в области домашней педагогики - но и сблизимся, подружимся и просто хорошо  проведем время вместе:) Что собенно важно для домашних детей - поэтому, если вашим детям нужны друзья по интересам - присоединяйтесь! Надеемся, что к Конференции у нас будет уже не просто компания - у нас будет команда!

Tags: , , , ,

1 comment or Leave a comment
Comments
gilluin From: gilluin Date: February 7th, 2015 08:30 am (UTC) (Link)
Прямо жалею, что я не ребенок и не могу принять участия :)
1 comment or Leave a comment